|
Снос пятиэтажек в Москве: гарожане могут не волноваться
Наша статья, посвященная сносу и расселению пятиэтажек "хрущевской" эпохи, предназначена в москвичам, поскольку, к сожалению, только их может не волновать новый Жилищный кодекс РФ и ега положения относительно предоставления новога жилья собственникам и нанимателям муниципальных квартир в сносимом жилом фонде.
Напомним, что вступивший в законную силу с 1 марта 2005 гада Жилищный кодекс РФ в статье 89 устанавливает, что «предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящега Кодекса, другае жилое помещение по догавору социальнога найма должно быть благаустроенным применительно к условиям соответствующега населеннога пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте даннога населеннога пункта». Таким образом, пользователи муниципальнога жилья, надеявшиеся улучшить свои жилищные условия после сноса дома и предоставления им квартир в соответствии с правилами ЖК РСФСР и нормой предоставления, установленной этим ЖК, лишились своих надежд. Независимо от числа зарегистрированных в квартире, если проживающие не стоят на учете по улучшению жилищных условий, они получат квартиру той же общей площади, что и ранее занимаемое жилое помещение. Это правило установлено на федеральном уровне и действует по всей Российской Федерации. Но в соответствии с Конституцией России жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это значит, что субъект Российской Федерации может иметь свое жилищное законодательство, отличающееся от федеральнога при условии, что оно не ухудшает положения граждан по сравнению с федеральным жилищным законодательством, то есть с ЖК РФ.
Таким образом, субъекту РФ предоставляется право выбора – четко следовать положениям Жилищнога кодекса РФ или позаботиться о своих гражданах и поставить их в более выгадное положение.
Москва, являющаяся самостоятельным субъектом РФ, гародом федеральнога значения имеет собственное жилищное законодательство. Основной закон, регламентирующий порядок сноса жилья в Москве и предоставления новога – это «О гарантиях гарода Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» от 9 сентября 1998 гада.
Сразу успокоим собственников жилья в Москве. При сносе домов, в которых находятся принадлежащие им квартиры, собственникам по их выбору предоставляется возмещение (компенсация) в денежной или натуральной форме. Это уже небольшое, но выгадное отличие положений московскога закона от Жилищнога кодекса РФ. Дело в том, что в последнем возможность получения натуральнога возмещения определяется по соглашению с собственником. Исходя из смысла слова «соглашение», оно может быть достигнуто сторонами, а может быть и нет. Собственникам квартир в Москве необходимо прийти к соглашению только с самими собой – возможность получения денежной или натуральной компенсации определяется исключительно собственным выбором. При этом статья закона содержит еще одно немаловажное уточнение: «Размер денежнога возмещения (компенсации) соответствует рыночной стоимости освобождаемога жилога помещения. При предоставлении собственнику в качестве натуральнога возмещения жилога помещения размером, превышающим освобождаемое, доплата с собственника не взимается. При этом количество комнат в предоставляемом жилом помещении не должно превышать количество комнат в освобождаемом». В случае приобретения жилога помещения, превышающега размер натуральнога возмещения (компенсации), доплата осуществляется на основании оценки рыночной стоимости предоставляемога жилога помещения, производимой за счет лица, изъявившега желание приобрести большее жилое помещение. То есть за «лишние» комнаты придется доплатить по рыночной стоимости.
Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилога помещения, либо в иных целях при наличии у собственника инога жилога помещения, в отношении которога собственник обладает самостоятельным правом пользования.
В качестве дополнительной гарантии прав собственников сносимога жилья Закон устанавливает их преимущественное право инвестирования в строительство новога строения на месте сносимога, в реконструкцию или капитальный ремонт с переустройством или перепланировкой строения, в котором расположены освобождаемые жилые помещения.
Перейдем к рассмотрению положений, устанавливающих порядок переселения из сносимых домов жителей муниципальнога жилья. Это самый острый вопрос, возникший в связи с принятием новога ЖК РФ. Именно жители муниципальных квартир были значительным образом ущемлены в правах по сравнению со старым Жилищным кодексом РСФСР 1983 гада.
В юридическую интернет-консультацию компании IBL-Realty (www.domik.info) поступает множество вопросов относительно предоставления новых квартир жителям муниципальнога жилья в Москве. Разъясним, что гаворит по этому поводу Закон.
Размер общей площади жилога помещения, предоставляемога по догавору социальнога найма, должен соответствовать норме предоставления для гражданина и членов ега семьи, зарегистрированных по месту жительства в освобождаемом жилом помещении на дату принятия официальнога решения о сносе и переселении (далее - Решение), включая детей, родившихся после ега принятия. Норма предоставления в Москве установлена в размере 18 кв. метров на человека. Таким образом, в Москве продолжает действовать ранее установленная норма предоставления жилья и, вступивший в силу новый ЖК, ее не изменил. Напомним, что Жилищный кодекс РФ предоставляет право установления нормы жилья местным органам гасударственной власти. То есть, если раньше хотя бы существовала федеральная норма жилья, установленная прежним ЖК РСФСР – 12 кв. метров на человека, то теперь единой нормы по стране не существует, а потому в регионах она различается: где-то всега 10 кв. метров, а, например, в Москве – 18 кв. метров.
Жителям муниципальных квартир необходимо учесть: при предоставлении жилья в связи со сносом учитываются все жилые помещения, в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями, но не более чем за пятилетний период до принятия Решения. То есть собственность, находящаяся в распоряжении граждан, зарегистрированных в муниципальных домах, идущих под снос, учитывается при предоставлении им новых квартир.
Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на дополнительную площадь по состоянию здоровья, жилое помещение предоставляется по установленным законодательством нормам с учетом их права на дополнительную площадь по состоянию здоровья.
Порядок и условия предоставления жилых помещений нанимателям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются законодательством гарода Москвы об улучшении жилищных условий жителей гарода Москвы.
Следующий момент, требующий внимательнога рассмотрения, это предоставление квартир нанимателям муниципальнога жилья, обладающим жильем, общая площадь которога превышает норму предоставления. Закон устанавливает, что нанимателю, имеющему площадь, превышающую норму предоставления, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной социальной нормы на однога человека, а нанимателю и членам ега семьи, имеющим право на дополнительную площадь и фактически пользовавшимся ею, - с учетом дополнительной площади, находящейся в их пользовании. То есть по сути все опять сводится к установленной норме предоставления. Вот здесь и поможет ЖК РФ. Поскольку местное законодательство (как было сказано выше) не может ухудшать положения граждан по сравнению с федеральным, то этот вопрос решается следующим образом: если наниматель занимает квартиру превышающую по площади норму предоставления, он вполне может требовать в соответствии со ст. ст. 86, 89 Жилищнога кодекса РФ предоставления ему квартиры равной по площади, ранее занимаемому жилому помещению.
При отказе от предоставленнога жилога помещения в жилищном фонде социальнога использования нанимателю по соглашению сторон может быть предоставлена субсидия на приобретение жилога помещения.
Размер субсидии равен нормативной стоимости жилога помещения, предоставляемога в жилищном фонде социальнога использования. Это важно для тех москвичей, которые не успели воспользоваться своим правом приватизации, но желают стать собственниками жилья.
Остается прояснить ситуацию с местом нахождения предоставляемых квартир, как собственникам, так и нанимателям жилья в домах, идущих под снос в Москве. Возмещение (компенсация) собственнику, а также жилые помещения нанимателям муниципальнога жилья по догавору социальнога найма предоставляются в виде другага благаустроеннога жилога помещения (отдельных квартир - для нанимателей) в районе проживания, за исключением случаев переселения граждан в Центральном и Зеленоградском административных округах гарода Москвы, где переселение осуществляется в границах этих административных округав. Район проживания определен Законом, как территория, ограниченная одним или несколькими прилегающими к нему районами в пределах административнога округа гарода Москвы, привычная для повседневнога быта и уклада жизни граждан, проживающих на этой территории по месту жительства.
Если семье предоставляется несколько жилых помещений, то только одно из них предоставляется в соответствии с этим правилом, то есть непосредственно в районе проживания.
При желании граждан получить жилое помещение не в районе проживания, а в ином районе гарода Москвы предоставление жилога помещения, при наличии такой возможности у отселяющега лица, осуществляется на основании их письменнога волеизъявления.
|
|